Путеводитель по Риму
Это небольшой путеводитель по Риму с помощью которого Вы сможете посмотреть все основные достопримечательности города, особенно он подходит, если у Вас есть всего один-два дня в этом городе.
Если Вас интересуют дешевые путевки в Рим и другие города Италии, то советуем пройти по данной ссылке.
Начинаем свой путь от центрального вокзала Рима (Термини) GPS — 41°54’01.8″N 12°30’06.3″E Google.map
Дальше идём 500 метров через китайский квартал к Базилике Санта Мария Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore).По дороге к ней можно остановиться в китайском квартале на 15 минут и купить дешевых сувениров. Качественные магниты по одному евро, футболки от 5 евро. Вот местоположение китайского квартала.
Базилика Санта Мария Маджоре
GPS: 41°53’53.8″N 12°29’50.5″E , Google.map.
Адрес: Piazza dell’Esquilino, 34.
К числу самых известных церквей Рима относится базилика Санта Мария Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore), которая занимает среди них четвертое по величине место во всем городе. Величественное архитектурное сооружение было возведено на месте когда-то стоявшей здесь древнейшей церкви Санта Мария дела Неве (neve – снег), с которой тесно связана одна из легенд о необычном способе выбора места под ее постройку.
В самый разгар лета в 352 году в Риме вдруг неожиданно выпал снег и случилось это как раз в день закладки храма. Именно с легкой руки папы Либерия на снегу был вычерчен периметр будущего сооружения в форме круга. С того времени сложилась древняя традиция, согласно которой каждый год 5 августа на всех прихожан, приходящих в церковь, проливается белоснежный «дождь» тысячами лепестками цветов. В V веке базилика подверглась полной реконструкции в соответствии с Эфесским Собором, благодаря чему ей удалось занять такое главенствующее положение среди строений подобного типа и особое почитание христианами всего мира. До последней ее реконструкции в XVIII веке, божья обитель еще неоднократно перестраивалась. В композицию базилики входит одна из самых высоких в Риме кампанила – величественное строение XIV века в романском стиле, высотой порядка 75 метров.
Дальше советуем пойти через базилику Сан Петро Ин Винколи к Колизею.
Сан-Пьетро-ин-Винколи
GPS -41°53’37.7″N 12°29’35.1″E, Google.map.
Адрес: Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a
Римская святыня Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli) разместилась на небольшой площади в пошаговой близости от Колизея. Ежедневно к ней стекаются потоки туристов и паломников, которые стремятся сюда с поклоном к историческому раритету – «честным веригам» Святого Петра, в которые он был заточен тысячи лет назад. Но излюбленной достопримечательностью базилики Санта Мария Маджоре является творение рук самого Микеланджело — уникальная скульптура «Моисей».
Колизей (Colosseo)
GPS: 41°53’24.8″N 12°29’31.3″E, Google.map.
Адрес: Piazza del Colosseo, 1
Прославленный веками Колизей (Colosseo) был назван в честь тринадцатиметровой статуи Нерона со звучным именем Колосс, расположенной неподалеку и имеющей вид Солнца. Начало грандиозному строительству положил император Веспасиан в 72 году до н.э. Конец возведения Колизея отмечался 100 дней, причем все праздные торжества сопровождались проведением грандиозных игр, в которых приняли участие более 2000 гладиаторов и пяти тысяч диких зверей, привезенных специально из Африки.
Фасад здания был декорирован облицованным травертином, который и поныне является символом Рима. Многие считают его чудом архитектурной мысли того времени. Это поистине грациозное сооружение эллипсовидной формы 48 метровой высоты с наружным диаметром 188 метров и внутренним в 156 одновременно могло вместить 50 тысяч посетителей. Вход в амфитеатр был размещен через арки первого яруса, а дальше по лестницам пройти до своего места. Нижний ярус был предназначен для императора и его приближенных. Следующие двадцать рядов были отведены городским властям, а шестнадцать последних рассчитаны на обычный люд. Однако людям из низших сословий приходилось довольствоваться лишь самыми верхними рядами.
Вокруг Колизея можно обойти такие достопримечательности: триумфальная арка Константина (Arco di Costantino), храм богинь Венеры и Ромы (templum urbis Romae), Арка Тита (Arco di Tito), Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio).
Далее идём через Римский форум к Капитолийской площади (Piazza del Campidoglio).
Римский форум (Forum Romanum)
GPS: 41°53’32.9″N 12°29’08.5″E, Google.map.
Адрес: Via della Salara Vecchia, 5/6
Весь центр древней части Рима занимает просторная площадь, именуемая Римским Форумом. Многие тысячи лет назад здесь находился один из самых крупных рынков города. Именно здесь зародилась общественная и политическая жизнь римского народа, а также произошло само слово «форум», которое сейчас носит зачастую политический характер.
Многочисленные языческие святилища размещались вдоль всего наружного периметра Римского Форума, но значительные изменения он претерпел с падением римской империи, потеряв свое былое общественное значение. Заросший бурьяном, некогда имевший особый статус форум, превратился в объект застройки христианами. Здесь они стали возводить свои храмы. Однако, в результате археологических раскопок, проводимых на его территории, ему был присвоен статус исторической реликвии римского народа, и он вновь приобрел культурное значение. Здесь даже обычные руины вызывают восхищение и восторг, не требующие комментариев. А воспринять всю полноту античного Рима с его неординарной исторической атмосферой, под силу только самым эрудированным и целеустремленным.
Капитолий (Piazza del Campidoglio)
GPS: 41°53’35.8″N 12°28’58.4″E, Google.map.
Адрес: Piazza del Campidoglio
Капитолий (Campidoglio) с начала римской истории считается одним из священных холмов Рима. Много веков назад именно здесь возвышался величественный храм, построенный в честь Юпитера Капитолийского. Издревле здесь был сосредоточен весь общественный, политический и религиозный потенциал городской жизнедеятельности. Испокон веков Капитолий был центром органов власти Рима.
В наши дни на холме разместилась площадь Капитолия, возведенная согласно проекту великого Микеланджело. Вокруг нее расположился целый комплекс архитектурных сооружений – великолепных дворцов, а центр представлен статуей Марка Аврелия верхом на коне. Все элементы декора были придуманы самим Микеланджело – это и эллипсы, и волюты – все они выполнены в полном соответствии с эскизами великого мастера. Интересно, что статуя Марка Аврелия ранее красовалась на площади Лютерана, а в Капитолий была доставлена в 1538 году, став одним из главных элементов оформления ее декора. О чем Микеланджело не только мечтать, но и даже думать не смел.
После Капитолия идем 300 метров к Площади Венеции (Piazza Venezia) на которой находится Витториано (Monumento Nazionale a Vittorio Emanuele II).
Витториано
GPS: 41°53’43.4″N 12°28’57.8″E, Google.map.
Адрес: Piazza Venezia
Монумент Витториано (Vittoriano) в Риме увенчал склон Капитолийского холма на Венецианской площади, который посвящен первому королю Италии Виктору Эммануилу II. Сам проект стал плодом труда Джузеппе Саккони, в котором мастер олицетворил ампирный дух архитектуры Древнего Рима. Возведение памятника искусства началось в 1885, а закончилось в 1935 году. Одна из частей монумента представляет собой статую короля верхом на лошади, вылитую из бронзы, в 12 метров, которая стоит на могиле неизвестного солдата – «Алтаре отечества».
Здесь же, в Витториано, находятся два музея – Рисорджименто и знамен морского флота. К монументу соразмерна излишняя эклектика, которая отягощена колоннами, барельефами, статуями и т.д., что, в общем, и характеризует почти все древнеримские строения. В связи с этим, римляне скептически относятся к памятнику, называя его то «Пишущей машинкой», то «Свадебным тортом».
Советуем подняться на верхнюю террасу монумента откуда открывается отличный вид на рынок Траяна и Колизей, да и в принципе видно еще половину города, больше можно прочитать в нашем блоге.
Далее идем к рынку Траяна (Mercati di Traiano), который находится в 50 метрах от Витториано.
Рынок Траяна (Mercati di Traiano)
Форум Траяна (Mercati di Traiano) представлен руинами торговых зданий, бывшего рынка с одноименным названием.
Судя по всему, сегодняшние торговые центры, не плод современности, а пережиток далекого прошлого. Зарождение его произошло еще во времена правления императора Траяна, в эпоху античности. Случилось это в начале II столетия, когда по велению правителя нужно было выстроить на территории римского форума огромный комплекс. Причем, в нем должно было быть 150 лавок, фасад каждой из которых выходил бы на улицу. Именно тогда появилось название прилавка – витрина. Поражает размах всего строения! Это было высокое здание в 5 этажей, представляющие собой открытые террасы.
Материалом для несущих конструкций служили кирпич и бетон, что позволило увеличить высоту сооружения. В качестве декора стен был выбран красный кирпич. В целях безопасности, между форумом и рынком соорудили большую противопожарную стену. Кроме того, на значимость рынка, указывает наличие своей центральной улицы – Via Biberatika, которая была названа в честь размещенной на ней харчевне.
Более того, на рынке Траяна находилась еще и часть государственных учреждений. К примеру, специальный орган, который отвечал за выдачу зерна.
В период средневековья, достопримечательность Рима, торговый комплекс Траяна был достроен жилыми домами и другими сооружениями, которые в 1924 году были полностью снесены.
Далее нужно пройти 700 метро до самого знаменитого фонтана Рима — Фонтана Треви (Fontana di Trevi), по дороге к нему можно немного свернуть (на 200 метров) к Piazza del Quirinale (41°53’57.4″N 12°29’10.5″E).
Фонтан Треви (Fontana di Trevi)
GPS: 41°54’03.0″N 12°29’00.4″E, Google.map.
Адрес: Piazza di Trevi
Величайшим исполином среди всех фонтанов Рима, по праву признан живописный фонтан Треви (Fontana di Trevi), что вблизи фасада палаццо Поли. Исполненный в стиле барокко известным архитектором – самим Николаем Салви – еще в 1732-1762 годах, имел ширину 19,8 м. и высоту 25,9 м.
Особую грациозность и величие фонтану придает его тесное единение с грандиозным фасадом роскошного дворца, что указывает целостность всей композиции. Центральная ниша дворца, как некое подобие двери, открыла врата, воссевшему на морскую раковину богу Океану. Причудливую колесницу усердно ведут тритоны и гиппокампы. С обоих боков Нептуна уютно разместились аллегорические фигуры, с причудливыми барельефами над ними. А молодая римлянка, указывающая воинам на источник, расположилась на правом из них. Именно от этого ключа был проложен акведук для подачи воды в Рим. Интересно, что оба они носили одно название – Acqua Vergine.
Еще издревле повелась традиция, тесно связанная с Треви. Каждый, кто приблизится к фонтану, должен был из-за спины кинуть в него монетку. По народным приметам, этот ритуал обещал повторный приезд в Рим. Однако были времена, когда, делать это, было категорически запрещено, в целях соблюдения Треви в надлежащем виде. Но с течением некоторого времени, традиция возродилась. И все, кому хочется попасть в столицу Италии еще раз, обязательно стараются кинуть в фонтан монетку.
По скромнейшим подсчетам, каждые семь дней из источника достают монет на 11000 евро. Местная администрация нашла им применение в благотворительных целях. Именно в случае с фонтаном отлично проявилась предприимчивость итальянской нации, потому что для увеличения пожертвований римляне придумали легенду. Она гласит, что одна, брошенная монетка, дает возможность приехать туда снова; две, способны запустить стрелы Амура в самое сердце, наградив его любовью; три, обещают скорое замужество или женитьбу. Особенно падки на уловку дамы, которые, ничуть не скупясь, могут бросить в Треви целую пригоршню монет.
Вторая легенда посвящена всем влюбленным, по которой для крепкого сплочения семейных уз, нужно обязательно пригубить глоточек воды, из расположенных справа от фонтана, «трубочек влюбленных»
Особенно красив Треви ближе к вечеру или ночью. Вода, подсвечиваемая лампочками, производит сказочное впечатление!
После фонтана идем 200 меров по улице Сабини (Via dei Sabini) до площади Колоны, в центре которой находится Колонна Марка Аврелия.
Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)
GPS: 41°54’03.5″N 12°28’47.9″E, Google.map.
Адрес: Piazza Colonna
Нельзя пропустить взглядом дорическую колонну Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio) в Риме, которая находится на одноименной Площади, названной в ее честь. Она стала аналогом колонны Трояна, а строение знаменовала Маркоманская война Марка Аврелия.
Колонна в 29,6метров размещена на пьедестале, высота которого 10 метров. Весь монумент первоначально имел общую высоту порядка 41,95м. Однако, в ходе реставрационных работ в 1589 году, архитектурное сооружение потеряло 3 метра своей высоты. Насчет количества составляющих ее блоков мнения археологов сильно расходятся. Но согласно общепринятым понятиям, при строительстве колонны, использовались блоки каррарского мрамора в количестве 26-27 штук и диаметром 3,7метров. Наряду с колонной Трояна, она имеет внутреннее полое место с винтовой лестницей, которая насчитывает 190-200 ступеней. Все они устремляются к небу и ведут к вершине холма, где когда-то стояла скульптура Марка Аврелия.
Победная, исполинская для своей эпохи колонна, была возведена в 180 году именно в честь Марка Аврелия – великого императора Рима, который находился у власти около 20 лет, а покинул этот свет в Виндобоне (нынешней Вене). Барельефы колонны в форме спирали включают в себя самые исторические сражения германцев и сарматов с римлянами, а внутри ее ствола разместилась винтовая лестница, которая освещается путем попадания света через маленькие отверстия. Публика средних веков считала одним из самых занимательных развлечений действо – кто быстрее всех заберется наверх. В настоящее время вход на нее запрещен.
Далее идём 150 метров по Via del Corso и поворачиваем направо к Via del Caravita и попадаем на Piazza di Sant’Ignazio, на которой находится Сант-Иньяцио (Chiesa di Sant’Ignazio di Loyola).
Церковь Сант-Иньяцио ди Лойола (Chiesa di Sant’Ignazio di Loyola)
GPS: 41°53’56.5″N 12°28’47.3″E, Google.map.
Адрес: Via del Caravita, 8
Особое восхищение вызывает барочная церковь иезуитов Сант –Иньяцио (Sant’Ignazio di Loyola a Campo Marzio) в Риме. Была построена в честь Игнатио Лойолы, являвшимся прототипом всем известного Дон Кихота, воспетым в романе Мигеля де Сервантеса с аналогичным названием. Именно он основал орден иезуитов, который был канонизирован Папой Римским, Григорием XV, в 1622 году. Есть у церкви Сант-Иньяцио декорационная изюминка, которая придает ей особую уникальность. Абсолютно плоский потолок искусно декорирован изображением купола, при взгляде на который, создается впечатление удивительной реалистичности панорамы. Лишь после пристального внимания к изображению, начинаешь понимать, что это всего лишь рисунок. Кроме того, при повторном посещении церкви, заведомо зная о наличии необыкновенного рисунка, все равно купол кажется настоящим. Более того, нельзя не заметить и неповторимую фреску «Триумф св. Игнатия Лойолы», украшающую потолок центрального нефа, выполненную в таком же реалистичном стиле. Да и все убранство церкви содержит множество не менее интересных фресок, картин и скульптур. По правую руку от входа разместилась уникальная инсталляция, несущая в себе частички христианских церквей всей планеты.
После Сант-Иньяцио идём по Via del Seminari 300 метров к Пантеону — это самое любимое место в Риме, надеемся что и Вам он понравится. Во время дождя он выглядит волшебно.
Блог про наше посещение Пантеона можно найти тут.
Пантеон (Pantheon)
GPS: 41°53’55.6″N 12°28’36.5″E, Google.map.
Адрес: Piazza della Rotonda
Великий «храм всех Богов в мире» — Пантеон (Pantheon) , является поистине национальным наследием центрическо-купольной архитектуры Древнего Рима и разгара ее эпохи. Грандиозное сооружение было построено во времена правления императора Адриана в 126 году нашей эры, сменив старый Пантеон, выстроенный здесь же двумя веками раньше еще Марком Випсанием Агриппой. Фронтон храма украшает старинная надпись на латинице, повествующая о сыне Луция, Марке Агриппе, трижды носившего титул консула и создавшего эту божью обитель. Храм особенно интересен с архитектурной точки зрения и по праву признан огромным инженерным достижением античности.
Поражает вся композиция и сама конструкция Пантеона – это придает ему еще большую уникальность во всей архитектуре Древнего Рима. В нем идеально сочетается классическая ясность, целостность ансамбля внутреннего убранства и величие художественного образа. Многие склоняются к мнению, что к созданию такого совершенства приложил руку сам Аполлодор Дамасский.
Полусферический купол диаметром в 43 метра перекрывает кирпично – бетонную ротонду Пантеона. Кессонированный потолок дает возможность разглядеть череду окружностей, обрамляющих купол, который со стенами представляет единое целое. Это особенная оболочка, которая содержит все внутреннее пространство, в полном соответствии с объемом цилиндра и полусферы. Многие склонны полагать, что в далекие времена купол мог быть декорирован розетками или звездами, но это лишь неподтвержденное предположение. Примыкающие к храму ниши, отделены от центра зала коринфскими колоннами. От внутренней поверхности купола коллонада отделена кольцевым аттиком. Она украшена квадратными кессонами в пять рядов. Свод купола диаметром 9 метров имеет круглое отверстие, которое пропускает в храм дневной свет.
Внутренняя отделка Пантеона оформлена охристо – коричневым полихромным мрамором с добавлением материала белого цвета – большой редкости для того времени. Несмотря на многовековую историю, внутренние помещения храма и по сей день находятся в идеальном состоянии. И все благодаря регулярному проведению церковных служб на протяжении всех десятилетий.
13 мая 609 года византийский император Фока преподнес в качестве подарка папе Бонифацию IV храм Пантеон. Именно в этот день произошло освещение языческой обители в христианскую церковь Святой Марии и Мучеников. С тех пор каждый год в этот день отмечается праздник всех святых. Однако в середине VIII века 1 ноября было произведено освещение одной капеллы собора Святого Петра, посвященное почитанию всех святых. В связи с этим событием памятная дата была передвинута с 13 мая на 1 ноября, которой до сих пор придерживаются католики и протестанты всего мира.
Все эти видоизменения не коснулись внутреннего интерьера храма и сохранили свою первозданную красоту. Скорее всего, в античную эпоху интерьер Пантеона был символом небосвода в виду нахождения в нем всего лишь двух источников света – входной двери и большого отверстия в форме круга на макушке купола. Интересно, что у этого отверстия было еще два назначения – оно служило вентиляционным ходом и источником добывания воды, о чем свидетельствует специальная конструкция дренажной системы храма под полом.
По via Giustiniani и Via del Salvatore идём 300 метров к Пьяцца Навона (Piazza Navona).
Пьяцца Навона
GPS: 41°53’57.4″N 12°28’22.9″E, Google.map.
Адрес: Piazza Navona
На Марсовом поле, где в античную эпоху был размещен Стадион Домициан, сегодня находится удивительная площадь Навона (Piazza Navona) современной постройки. С течением времени произошло постепенное замещение руин трибун в жилые дома, но остались еще останки некоторых строений на улице Пяти Лун. Их можно наблюдать на выходе с площади.
На бывшем стадионе часто проходили торжественные мероприятия – карнавалы, праздники, турниры – римляне умели не только хорошо воевать, но и отдыхать со вкусом. Одним из самых зрелищных и необычных праздников приходился на последний месяц лета. Тогда на улицах устанавливали временные дамбы, а площадь наполняли водой. Получалось что-то вроде водного шоу, которое славилось безудержными баталиями на судах весь день напролет и до позднего вечера. Можно было полюбоваться отражением в воде света факелов, а также иллюминацию близ лежащих домов.
Особенно впечатляют фонтаны площади Навона – их всего три, но по красоте и оформлению им нет равных! Неудержимый восторг вызывает великолепный фонтан «Сказка Эзопа в мраморе» — всемирно известное творение руки Бернини, еще называемый фонтаном Четырех рек. Шедевр выполнен по типу египетского обелиска, а доставлен на площадь из цирка «Максенция». Размещенные на скале божества являются символом самых известных рек той эпохи.
Если пройти 100 метров по Via dei Lorenesi и Vicolo della Pace от фонтана Нептуна (Fontana del Nettuno), то попадём на площадь перед церковью Санта-Марія-делла-Паче (Santa Maria della Pace).
Санта-Марія-делла-Паче
GPS: 41°53’59.7″N 12°28’18.2″E, Google.map.
Адрес: Via Arco della Pace
Еще одно изумительное строение, которое заслуживает особого внимания – Капелла Санта-Марія-делла-Паче (Santa Maria della Pace), построенная во второй половине XV века на месте древней капеллы в честь святого апостола Андрея. Возведению крупного религиозного сооружения способствовало чудо, которое наблюдал здесь Папа Римский Сикст IV. Именно на этом месте, при его взгляде на икону Богородицы, на святыне появились капельки крови. До сих пор не могут определить имя архитектора этих капелл.
Эти капеллы отличаются особым декором, к которому приложили руку известные мастера, творившие в эпоху Возрождения. Они содержат в себе богатейшее культурное наследие итальянского народа, которое представлено кустарной росписью, барельефами и скульптурами. Только здесь возможно посмотреть на эксклюзивную работу Рафаэля Санти, так называемую фреску «Сивиллы и ангелы», которая есть визитная карточка Капеллы Киджи.
Дальше советуем пройти 350 метров по via Giuseppe Zanardell к Piazza di Ponte Umberto, перейти через Тибр к Piazza Cavour, осмотреть там Дворец Правосудия (Palazzo di Giustizia) и через Tribunale di Sorveglianza пройти к Замку Святого Ангела (Castel Sant’Angelo).
Дворец Правосудия
GPS: 41°54’12.4″N 12°28’14.8″E, Google.map.
Адрес: Piazza Cavour
В Риме у Замка Святого Ангела, что в районе Прати, разместилось величественное сооружение – Дворец Правосудия (Palazzo di Giustizia/Ordine Degli Avvocati Di Roma). Это одно из главных примечательных мест, являющееся частью культурного наследия итальянского народа, почитаемое во всей Италии с начала зарождения ее истории. В наши дни здесь расположена резиденция верховного кассационного суда. Особенно впечатляет архитектурная структура здания, которая декорирована причудливыми статуями и неповторимыми рисунками фактурной лепнины. Однажды приехав в Рим, просто невозможно не взглянуть на это уникальное произведение архитектурного искусства, которое поистине является украшением города. Однако местное население дало этому сооружению весьма несоответствующее его внешнему виду название – «Уродливый Дворец», совсем не вызывающее одобрения.
С чем же связана такая народная неприязнь? Прежде всего, этому предшествовали постоянные скандалы в период строительства, в котором были замешаны коррумпированные круги. Что в корне противоречило самому названию здания. Дворец Правосудия призван был быть эталоном честности и законности, а на деле оказалось в точности, да, наоборот. Чреда коррупционных скандалов не утихала там все 12 лет его возведения, поэтому еще с тех пор у граждан отложилось негативное представление об этом сооружении, представляющего судебные органы власти в Италии.
Замок Святого Ангела
GPS: 41°54’10.1″N 12°27’59.0″E, Google.map.
Адрес: Lungotevere Castello
Не менее значимый архитектурный памятник итальянского исторического наследия – Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo), признанный, как мавзолей Адриана. Именно он, вдохновленный подобной искусной работой Августа, в 125 году заложил первый камень. А закончил строительство уже в 139 году Антонио Пий. Поражает вся архитектурная композиция этого уникального строения. Сам мавзолей, с основанием в форме куба, которое было декорировано каррарским мрамором, был украшен фризом, напоминающим голову быка. А на самом фризе, обращенном к реке, были увековечены имена всех погребенных императоров. Это имена императора Адриана и его супруги Сабины, императора Антония Пия, жены его Фаустины и их троих детей, Марка Аврелия и его детей, императора Септимия Севера и его супруги Юлии Домны с детьми, а также правителей Геты и Каракаллы. С нынешним названием замка связана одна занимательная история. Однажды в 590 году у папы Григория Великого случилось видение – пред ним предстал ангел, который при нем вложил меч в ножны, что символизировало окончание эпидемии чумы, свирепствовавшей в то время в Риме. С течением времени, в средние века, в мавзолей стал крепостью, а еще позднее в нем разместилась тюрьма. А с начала XVI века замок был определен под папскую резиденцию.
Живописный мост Святого Ангела ведет к замку, который был построен в 134 году во времена правления Адриана, когда еще Рим окружала огромная стена. И назывался он – мост Элио. Сам Адриан задумал его строение, дабы соединить его мавзолей с левым берегом Тибра. Грациозные статуи святых Петра и Павла увенчали мост в 1535 году по велению папы Клемента VII, позже в 1669 году было добавлено еще 10 статуй ангелов, но уже согласно приказу папы Клемента IX. Причем, последние были выполнены по эскизам великого мастера Бернини его учениками.
Теперь можно идти в Ватикан, до него можно за пять минут дойти по непривычно просторной, как для Рима, улице via della Conciliazione.
Ватикан и площадь святого Петра
GPS: 41°54’08.8″N 12°27’26.5″E, Google.map.
Про Ватикан можно написать много или как Дэн Браун — очень много, но мы отличимся краткостью.
Ватикан (Vaticano) уникален не только как одна из достопримечательностей Рима, но и как единственное в мире государство в миниатюре, которое является сердцем Римско – Католической Церкви. Всем известно, что именно здесь расположена резиденция папы Римского. Здесь собрана уникальный ансамбль архитектурных памятников наследия истории итальянского народа, который представлен Ватиканской Библиотекой, капеллой Папы Николая V, площадью Сан – Пьетро, церковью Санта – Мария Маджори, не говоря уже о знаменитом Соборе Святого Петра с его Сикстинской капеллой.
Если у Вас еще остались силы, то продолжим наше путешествие. Пройдите по Via Ottaviano 300 метров и садитесь на в метро на станции Ottaviano. На метро нужно проехать одну остановку и выйти на станции Flaminio. В двух минутах ходьбы от которой находится Пьяцца дель Пополо ( итал. Piazza del Popolo — «народная площадь»).
Пьяцца дель Пополо
GPS: 41°54’38.5″N 12°28’33.4″E, Google.map.
Самая легендарная площадь Рима – Пьяцца-дель-Пополо (Piazza del Popolo), так называемая «Народная площадь». Она легко узнаваема, по стоявшему в центре обелиску Фламиния и двум церквям по сторонам от него, как две капли воды, похожими друг на друга.
Старожилы того времени рассказывали, что именно здесь находилась когда-то усыпальница императора Нерона. Вскоре, римлянам показалось, что гробница стала пристанищем злого духа, и было решено выбросить тело правителя в водную гладь реки. На том месте, где была гробница, была построена церковь Санта-Мария-дель-Пополо.
Кроме того, у этой площади весьма печальное прошлое. Именно на Пьяцца-дель-Пополо совершались публичные казни. Для этого там служила гильотина, которая лишала головы преступников и неугодных власти заговорщиков. Однако, такая горькая полоса в истории площади, не мешает быть ей в центре внимания местных жителей и приезжих гостей. Она является излюбленным местом для вечерних прогулок. В это время суток она особенно красива, в свете многочисленных огоньков, которые разбросаны по всему ее периметру. А удивительная панорама города, которая открывается взору, повергнет в восторг даже самого взыскательного туриста.
В конце XV века Сикстом IV было положено начало декорационного оформления Пополо. Рафаэлем и Антонио Сангалло было предложено провести три ветки улиц от главных ворот Пополо до самого порта Рипетта. Возведение первого общественного фонтана на площади в Риме принадлежит руке Григория XIII, который известен больше, как творец григорианского календаря. После этого, было еще два новатора, которые внесли свой вклад в обустройство этой площади. Может поэтому, в настоящее время она является эталоном среди архитектурных ансамблей всего Рима и вызывает восхищение у всех посетителей.
Именно с Пополо берет начало почитаемая шопоголиками всего мира улица Виа-Корсо, а молодежь уже давно облюбовала ее за безудержную вечернюю суету и множество развлечений. Это и мини-концерты с участием бродячих артистов, и различные театральные сценки бродячих актеров. Особенно интересно наблюдать за забавными туристами, которые неуклюже пытаются взобраться на львов у фонтанов, в надежде сделать селфи.
С этой площади взяла начало дорога Виа Фламиния, которая ведет в Римини, а в прошлом имела огромное стратегическое значение. Известная поговорка «Все дороги ведут в Рим» у всех на слуху, а, то, что именно по Фламиниевой дороге (via Flaminio) можно было попасть в самое сердце великой римской империи, мало кто знает.
Далее идём к конечному пункту — площади Испании (Испанской лестницы). До неё можно дойти за 7 минут по via del Babuino. По дороге будет церковь Всех Святых All Saints Church (Ognissanti) и церковь Святого Афанасия Sant’Atanasio.
Площадь Испании и Испанская лестница
GPS: 41°54’21.4″N 12°28’58.1″E, Google.map.
И наконец, нельзя обойти мимо, испанскую лестницу, самую живописную во всей Европе. Она способна глубоко поразить своими размерами, величественным стилем барокко и уникальной неподражаемой архитектурой, даже бывалого путешественника. Наиболее декоративна она в весеннее время года, с началом цветения азалии.
Свое начало лестница берет из самого центра площади Испании (Piazza di Spagna) и ведет высоко вверх к холму Пинчо. Исполнена путем уникальной обработки травертина ,с формой двух неправильных треугольников, она включает в себя 138 ступенек витиеватой формы, разной ширины. На этой площади разместилось испанское посольство, что и послужило мотивом для ее названия.
Подножье лестницы венчает легендарный фонтан Barcaccia («Лодчонка»), который является творением рук двух известных архитекторов Пьетро и Джан Лоренцо Бернини. Многие считают, что созданию этого шедевра в форме тонущей лодки, послужило сильнейшее наводнение, которое случилось перед Рождеством в 1598 году. Тогда воды Тибра поглотили баржу. Поэтому, вопреки утверждениям многих о нарочном «утоплении» фонтана мастером в тело лестницы, ошибочно. Сейчас точно известно, что фонтан Бернини на сотню лет ее старше.
Первая часть маршрута, от Термини до Колонны Марка Аврелия:
Картинка маршрута, для сохранения на телефон.
Вторая часть маршрута, от Колонны Марка Аврелия до остановки метро Оттавиано:
Картинка маршрута, для сохранения на телефон.
Третья часть маршрута, от остановки метро Flaminio до площади Испании:
Картинка маршрута, для сохранения на телефон.
Метро Рима
Цена на билеты в метро:
Билет на 100 минут (весь общественный транспорт, можно несколько пересадок) — 1.5 евро.
Билет на 24 часа (весь общественный транспорт) — 7 евро.
Билет на 48 часов (весь общественный транспорт) — 12.5 евро.
Билет на 72 часа (весь общественный транспорт) — 18 евро.
Билеты на общественный транспорт Рима продаются в ограниченных местах. Лучше всего покупать их в билетных автоматах на входе в метро или в табачных (Tabacchi) киосках, которые есть, практически, на каждой автобусной остановке.
Остановки автобусов из/в аэропорт Фьюмичино/Чампино
Автобусы фирмы Sit bus shuttle
Приезжают и уезжают с остановки по адресу Via Marsala, 5. GPS: 41°54’10.6″N 12°30’04.5″E
Автобусы фирмы Terravision
Приезжают и уезжают с остановки по адресу Via Marsala, 29 (напротив Terracafè). GPS: 41°54’06.0″N 12°30’11.3″E
✅Достопримечательности и интересные факты про другие города Европы.